автор сценария Колемагина Т.В.
театрализованное представление по биографии и творчеству
А.С.Пушкина
Пушкин-величайшая гордость наша
Ведущий: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
1 девица: Кабы я была царица
Ведущий: говорит одна девица
1 девица: Я на весь крещённый мир
Приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица-
Ведущий: говорит её сестрица
2 девица :Я на весь
бы мир одна
Наткала бы полотна
3 девица: Кабы я была царица
Ведущий: третья
молвила сестрица
3 девица: Я вызывала бы сюда
Пушкина хоть иногда
Ведущий: удивилися сестрицы
1 и 2 вместе: А зачем он тебе, девица?
3 девица: Нас бы он тут удивил
И мы узнали бы многое о нём:
Как не ладил он с царём..
А ещё хочу узнать,
Где родился, как он жил,
Как все сказки сочинил.
Ведущий: Только вымолвить
успела-
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит Пушкин,
Присмотритесь все по -лучше!
Пушкин: Что вы, добрые
девицы,
Три молоденьких сестрицы
Про меня узнать хотели?
1 девица: Да мечтать мы и не
смели
2 девица: Что придёте в гости
к нам
3 девица: Ну не прячьтесь по
углам
Ведущий : приступили тут к
делам:
1 девица: Расскажите, где
учились
2 девица: Кто родители у вас?
3 девица: С кем вы
поженились?
Ведущий: Пушкин начал свой
рассказ:
Пушкин: А родился я в Москве
На Немецкой слободе,
Нынче Бауманский район.
Ведущий: Мы попросим Вас
присесть
И послушать всё, как есть,
Что ребята о вас знают,
Ведь они о Вас читают
1ученик: Наш Пушкин родился 6 июня 1799
2 ученик: Да, в
небольшом деревянном доме № 40 родился
великий русский
поэт. К сожалению, этот дом
сейчас не сохранился. На этом месте
расположена 353 школа имени А.С. Пушкина.
1ученик: Отец Пушкина, Сергей
Львович, происходил из старинного
дворянского
рода, жил светской жизнью, участвовал во всех праздниках и собраниях. Он был
прекрасным актёром и ставил домашние спектакли.
2 ученик: Сам писал стихи на
французском и русском языках. До своих детей
ему было мало дела, хотя и
любил изображать из себя любящего
отца.
1 ученик: Мать его - Надежда
Осиповна, была внучкой «арапа Петра
Великого»-того самого, что
служил у Петра Первого.
2 ученик: Да и внешности А.С.
Пушкина сохранилось много черт великого прадедушки: вьющиеся волосы, смуглое
лицо, полные губы
1 ученик: Мама его, как и
отец, любила развлечения, а домашним хозяйством
не занималась и детьми тоже. С
детьми обращалась грубо, а их
у неё было трое.
2 ученик: У маленького Саши была привычка тереть ладони одну о
другую.
Чтобы отучить его от этого, мать
завязывала ему руки за
спиной и морила его голодом.
1 ученик: Саша часто терял
носовые платки: мать пришила его носовой
платок к курточке и велела
выходить так даже к гостям.
2 ученик: Материнской ласки
Пушкин никогда не видел. Он был полный,
неповоротливый и стеснялся
этого, а Надежду Осиповну это
сердило.
1 ученик: Когда ему
становилось невмоготу: он убегал в комнату бабушки,
залезал в её корзинку с
рукоделием и долго смотрел на её работу.
2 ученик: Бабушка первая, кто
выучила его грамоте, первая рассказывала ему
русские сказки, преданья.
1 ученик: Но настоящую
любовь, ласку и заботу давала мальчика его няня
Арина Родионовна. У них были
очень трогательные отношения.
Пословицы, поговорки,
присказки не сходили у Арины Родионов-
ны с языка.
Пушкин: Я посвятил ей свои
стихи:
В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в тишине
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая, колыбель,
Мой юный дух напевами пленила
2 ученик: Пушкин устраивался
на лежанке, Арина Родионовна подсажива-
лась поближе и начинались
сказки:
«У Лукоморья стоит дуб, на дубу златые цепи, а по тем
цепям хо-
дит кот: вверх идёт - сказки
сказывает, вниз идет- песни поёт.»
Пушкин: А потом я написал об
этом стихами в поэме «Руслан и Людмила»
Ведущий: Кто из вас знает эти
строки?
( « У Лукоморья
дуб зелёный»)
1 ученик: В семье Пушкиных говорили по-французски ( тогда это
было модно), и поэтому до 8 лет Саша не
умел читать на русском языке, а ему очень хотелось именно по-русски, и он
просил няню
Пушкин: « Спой мне песню, как
синица
Тихо за морем жила.
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла»
(няня поёт)
2ученик: Все в доме Пушкиных любили стихи. Как-то
поздним вечером,
Саше в ту пору только-только
пошёл третий год, его отец зашел
В детскую и увидел, что сынок
тихо-тихо сидит в кроватке.
1 ученик: « Александр,
почему ты до сих пор не спишь?» -строго
спросил
отец
2 ученик: Саша быстро
взглянул на него, и озабоченно, словно его отвлекли
отчего-то важного, коротко
сказал:
Пушкин: « Стихи сочиняю»
1 ученик: Лет с девяти он
сильно пристрастился к чтению. Тайком забирался
В библиотеку отца и читал целые
часы напролёт
2 ученик: Уже в юном возрасте
он сочинял эпиграммы на учителей
1 ученик: В дворянских семьях
часто устраивали детские балы, где дети
Учились танцевать. Обучением
детей занимались гувернёры.
2 ученик: Так проходили
детские годы Пушкина. Когда ему исполнилось 12
Лет, он поступил в
Царскосельский лицей. Это было в 1811 году.
Ведущий: Когда вы станете
более взрослыми, вы узнаете о том, как он
учился,
где жил, какие произведения написал. Вы узнаете, что его женой была
красавица Наталья Николаевна
Гончарова и у них было четверо
детей.
1 девица: Интересно было,
Саша ,
Как ребята изучили
2 девица: Рассказали,
прочитали
Вашу биографию?
Пушкин: Я, конечно, очень рад
Что меня не позабыли.
3 девица: А ещё мы Вам
покажем,
Как мы сказки изучили
1 девица: Проведём викторину
2 девица: Мы по сказкам Вашим
3 девица: Побываем в «
Игровине»,
Где сыграем и спляшем.
Пушкин: Буду рад я побывать
На программе вашей,
И обо мне не забывайте
А сейчас пока прощайте!
( уходит)
Ведущий: А теперь вопросы
отборочного тура по сказкам. И в этом мне
помогут
наши три девицы, которые и будут определять победителей отборочного тура.
Итак,
вопросы викторины.
« СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
1.Сколько лет жил старик у
самого синего моря?
( 30 лет и 3 года)
2. Сколько раз забрасывал
старик невод в море?
( три раза)
3.Что было у старухи-
дворянке на голове?
( парчевая кичка)
4.Что в последний раз сказала
Золотая рыбка старику?
( ничего не ответила рыбка)
« СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И
СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
1.Как звали жениха царевны?
( Елисей)
2. Как звали служанку,
которая отвела царевну в лес?
( Чернавка)
3. Как звали собаку?
( Соколко)
4. Сколько было богатырей?
(Семь)
5.Куда приказала отвести злая
царица царевну?
( « Весть царевну в глушь лесную»)
« СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
1.Как звали царя, которому
царица родила богатыря?
( Салтан)
2.Коварная сватья из этой
сказки
( Сватья Бабариха)
3.Князь- владыка острова
Буяна
( Князь Гвидон)
4.Сколько раз летал к отцу
князь Гвидон и в кого он при этом превращался?
( 3 раза - комар-муха-шмель)
5. Кто говорил такие слова:
« Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь..»
( князь Гвидон)
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО
БАЛДЕ»
1.Что ел работник в этой
сказке?
(вареную полбу)
2.Как звали работника попа?
( Балда)
3. Кто был вместо коня у
Балды?
( заяц)
4.Что, по мнению Балды,
обещались платить черти до самой его смерти?
( оброк)
5.Где познакомился поп с Балдой?
( на базаре)
«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»
1.Какая птица охраняет
границы государства в этом царстве?
(
петух)
2.Чей шатёр стоял в поле?
(шамаханской царицы)
3.О ком это в сказке
говорится?
« Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно»
(о петушке)
4.Из чего был сделан петушок
?
( из золота)
5.Как звали неблагодарного
царя?
( Дадон)
Ведущий: Вот мы и
подошли к финалу. Три девицы сейчас подсчитают
Голоса,
собрав жетоны за правильные ответы. И те 5 человек, которые набрали больше всех
очков, выйдут в финал, а пока идёт
подсчёт
мы с вами поиграем.
1.Давайте попляшем так, как
плясала Царевна –Лебедь на балу.
2.Помните слова: « Белка
песенки поёт, да орешки всё грызёт»?
Вот и мы сначала споём, а
затем орешки погрызём. Чья команда вперёд, той
и приз от Пушкина.
( танцуют, играют)
Ведущий: Александр Сергеевич,
Вы посмотрели на ребят и теперь определите победителей.
( награждение
команды-победительницы)
1 девица: Мы проверили,
считали
2 девица: И вот что мы узнали
3 девица:
Объявляем имена
Победителей сполна!
( результаты отборочного тура)
Ведущий: А теперь,
победители, перед вами 5 плакатов с названием сказок, а на подносе слова,
которые относятся к этим сказкам. Ваша задача- за 5 минут собрать свои слова в
кармашки. Кто правильно соберёт - тот и
победитель
всей нашей программы.
А мы в это время с другими
ребятами поиграем.
1.Делимся на 3 команды. И кто быстрее прилетит к царю Салтану, как:
муха, комар, шмель
2. А теперь мы будем
сражаться, как 33 богатыря с восточной ордой.
( натянута верёвка. По обе стороны –« враги»-кидают в
друг друга бумажными ядрами. На чьей стороне больше ядер, тот и проиграл.)
Ведущий: Победителей
определяют три девицы. Им слово.
( определяются победители)
Ведущий: А теперь слово
финалистам. Какие слова у каждого из вас
к вашим сказкам? А Александр
Сергеевич и Арина Родионовна определяют -правильно ли ребята расположили их по
кармашкам.
( подсчёт правильных
ответов и определение победителя)
1 девица: Вам понравилось,
поэт,
Как ребята знают Вас?
2 девица: Как читают?
3 девица: Как играют?
Как танцуют и поют?
Ведущий: Пушкин тут же
отвечает:
Пушкин: Я доволен, не скрываю, тем
Что ребята меня знают.
Ведь столько лет прошло,
однако,
Забыть тут можно всяко..
Ведущий: А у нас девиз такой,
Знает здесь его любой,
Дружно хором начинаем-
Все вместе отвечаем:
Все: Кто Пушкина читал-
навеки полюбил!
1 девица: Расстаёмся ненадолго
2 девица: Будет встреч ещё
немало
3 девица: До свидания говорим
( обращаются к Пушкину)
Все: Все мы любим Вас и чтим!
( кланяются и уходят)
Ведущий: Вот и подошла к
концу наша встреча с великим русским поэтом.
До свидания!